Акимат Астаны расторг договор государственно-частного партнёрства с ТОО «Парковочное пространство Астаны», которое с 2018 года занималось созданием, эксплуатацией и управлением платных парковок в столице. В дальнейшем эти функции будет выполнять государственное предприятие. Об этом в кулуарах Мажилиса рассказал замакима Астаны Ерсин Отебаев.
Впервые мы обратили внимание на эту компанию летом 2022 года: на тот момент она получала 95% дохода участия в парковочном проекте, соответственно, городу доставалось только 5%. Выясняя, кому же удалось заключить такой выгодный контракт со столичными властями, мы обнаружили лиц, связанных с семьёй бывшего акима Астаны Адильбека Джаксыбекова, а также людей, работавших на бывшего президента РК Нурсултана Назарбаева. Несмотря на частую смену учредителей, компания, по всей вероятности, остаётся подконтрольна им же. По данным Adata.kz, с 2018 года она выплатила налогов примерно на 440 млн тенге, из них максимальные 167,4 млн тенге в прошлом году.
История парковочного проекта
Платные парковки в Астане начали внедрять в 2016 году при акиме Адильбеке Джаксыбекове, чтобы решить проблему с дефицитом парковочных мест. В ноябре 2018 года между акиматом города и ТОО «Парковочное пространство Астаны» был заключён договор государственно-частного партнёрства (ГЧП) сроком на 20 лет. Согласно договору, 95% дохода в первые четыре года работы (до ноября 2022-го) должен получать частный партнёр, а оставшиеся 5% – акимат. Объяснялось это тем, что компании нужно вернуть вложенные инвестиции – более 2,7 млрд тенге. В дальнейшем планировалось, что доход государства в проекте вырастет до 25%.
Однако вопрос о перераспределении долей остался открытым: в 2023 году газета «Время» со ссылкой на столичный акимат написала, что за 5 лет (с 2018 по 2023 год) платные парковки пополнили бюджет столицы на 30 млн тенге, тогда как частный партнёр получил почти в 10 раз больше – 296 млн тенге. При этом в пресс-релизе, опубликованном в октябре 2022 года, сама компания сообщала, что её доход от платных парковок составляет только 8%, а остальные 92% идут государству.
Осенью 2020 года на проект обратили внимание госаудиторы. В своём отчёте они написали, что «не ясно, каким образом учитываются поступления денежных средств от платных парковок, так как по проекту предусмотрено несколько видов оплат». Также они отметили, что из 68 зон парковки лишь на 24 имелись правоустанавливающие документы, позволяющие взимать оплату. В дальнейшем выяснилось, что зону платной парковки ТОО «Парковочное пространство Астаны» расширяет, в том числе, за счёт самовольного захвата земельных участков, а после скандалов и судов демонтирует незаконно установленные паркоматы.
В сентябре прошлого года редакция Shishkin_like направляла запрос в акимат Астаны, где нам сообщили, что парковочный проект пополнил бюджет столицы более чем на 4 млрд тенге, из которых 10% поступили частному партнёру для возврата инвестиций и содержания, а 90% пошли в доход акимата.
Кто стоит за компанией-оператором
ТОО «Парковочное пространство Астаны» было зарегистрировано в 2015 году. С прошлого года у компании наблюдаются некоторые проблемы с благонадёжностью – задолженность по налогам и таможенным платежам на 3,7 млн тенге. По данным Adata.kz, она находится в списке должников, в отношении которых вступили в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры.
Первые учредители ТОО – российское ООО «Бонн» и ТОО «Гала-2009». Владелицей последней вплоть до недавнего времени была Галина Кулагина, вероятно, супруга Сергея Кулагина, который на тот момент занимал пост акима Акмолинской области.
В 2016-2017 годах, когда ТОО «Парковочное пространство Астаны» инициировало проект ГЧП, его владельцем стал Арман Батпен, которого ресурс ProTenge называл племянником Адильбека Джаксыбекова. После этого компания ещё девять раз меняла владельцев, однако по большей части речь шла об одних и тех же сменяемых друг друга людях. В основном они были связаны или с корпорацией «Цесна» (крупным акционером которой был Джаксыбеков), или со структурами, имеющими отношение к Нурсултану Назарбаеву.
Ержан Толеубеков – бывший банкир, а ныне один из восьми членов совета директоров оборонного предприятия АО «НК «Kazakhstan Engineering». Ранее Толеубеков занимал пост председателя совета директоров АО «Астана Капитал Инвест» (обанкротилось в 2018 году), а ещё раньше (2012-2017 гг.) работал на ключевых позициях в Накопительном пенсионном фонде «Республика» (с 2014 года АО «Управляющая компания «Республика»).
ТОО «Eco City Group» было в учредителях парковочной компании чуть больше недели – в феврале 2022 года. Сейчас ТОО «Eco City Group» принадлежит Кайдару Исалиеву – заместителю руководителя Управления материально-технического обеспечения аппарата Управделами президента Казахстана, а в феврале 2022-го этим ТОО владел Олжас Жанузаков, аффилированный с АО «НК «Продкорпорация».
Через ТОО «Жасыл жер» парковочной компанией владел Тленды Кугабаев, ранее он был директором ТОО «Фонд-Инвест» и гендиректором в АО «Астана-өнім». Компания «Фонд-Инвест» была учреждена Фондом первого президента РК, а в учредителях АО «Астана-өнім» – Управление делами президента РК. В 2017 году учредителем ТОО «Жасыл жер» был ЧФ «Фонд первого президента РК – Лидера нации».
В 2018 году и вплоть до 2020-го парковочная компания де-юре принадлежала Рустему Исенову. Именно в этот временной промежуток «Парковочное пространство Астаны» заключило договор с акиматом. Рустем Исенов (так же, как и Ержан Толеубеков) являлся совладельцем управляющей компании «Республика» и имел самую большую долю в 64% (Толеубекову принадлежало всего 12%).
С мая 2022 года ТОО «Парковочное пространство Астаны» по документам принадлежит Чингизу Досыбаеву. Он же с февраля 2019 года руководит этой компанией.
В учредителях ТОО Досыбаев фигурировал несколько раз – в 2021 году в течение полугода он, как и сейчас, числился бенефициаром напрямую, а затем ещё 11 месяцев (с июня 2021 по май 2022-го) через фирму «ДТМ-2021» вместе с Ержаном Толеубековым.
Подписаться на @Shishkin_like