В рамках нашего спецпроекта «Союз нерушимый» мы продолжаем исследовать деятельность различных творческих объединений, доставшихся нам в наследство от советской эпохи. Ранее мы уже рассказывали о казахстанских Союзах писателей, композиторов, кинематографистов и архитекторов. Сегодня изучим другое творческое объединение — Союз художников Казахстана.
С начала 90-х годов в этой организации не утихают скандалы, и связаны они, главным образом, с недвижимостью и земельными участками в Алматы и регионах страны. На протяжении многих лет недвижимость Союза художников распродавалась его руководителями, а непрозрачные сделки сопровождались взаимными обвинениями и даже судебными процессами. Однако, несмотря на то, что многое из имущества союза уже распродано, конфликты среди художников продолжаются до сих пор: теперь они обвиняют друг друга в распространении ложной информации и спорят о законности выборов руководства союза.
Финансы и руководители
Союз художников советского Казахстана был создан в 1933 году, его первым председателем стал Георгий Брылов, а участниками – такие известные художники, как Абылхан Кастеев и Николай Крутильников. В 1991 году, через несколько дней после провозглашения независимости страны, в Алматы было зарегистрировано общественное объединение «Союз художников РК».
У Союза художников есть 16 филиалов в разных городах Казахстана, однако последний год они не делали налоговых отчислений. Налоги головной организации с 2015 года составили более 55 млн тенге, максимальные – 12 млн тенге – пришлись на 2023 год.
В этом же году Союз художников впервые за долгое время принял участие в госзакупках. Он заключил контракт на 17,5 млн тенге с Объединением музеев г. Алматы на услуги по организации и проведению Республиканского художественно-творческого симпозиума «Новый Казахстан. Обновление». Правда, искусствовед Камилла Ли рассказывала, что казахстанским художникам удалось заработать на госзакупках и в начале 2000-х годов. По её словам, Администрация президента обратилась к союзу с просьбой заняться оформлением Акорды. О стоимости того контракта ничего не сообщалось.
У Союза художников 10 учредителей – Умирбек Жубаниязов, Естай Даубаев, Кадыркан Какимов, Бахытжан Касымбеков, Ерлан Кожабаев, Камилла Ли, Юрий Маркович, Байтурсын Уморбеков, Асия Хайрулина и Жамиля Яшаева. Некоторые из них числятся учредителями других общественных фондов и компаний, однако финансово-успешных среди них нет.
Так, 60-летний профессор Казахской академии искусств им. Т. Жургенова, кавалер ордена им. К. Фаберже, заслуженный деятель Казахстана Естай Даубаев как ИП занимается звукозаписью и изданием музыки. Налоги с 2019 года, по данным Adata.kz, - около 2 млн тенге. Юрий Маркович владеет ТОО «Арт агентство «Улар», которое по документам занимается организацией конференций и торговых выставок, налоги — 2,7 млн тенге с 2015 года. Бахытжан Касымбеков как индивидуальный предприниматель сдавал в аренду недвижимость, однако закрыл ИП.
Один из соучредителей, художник Умирбек Жубаниязов, с 2016 года руководит творческой организацией. Он сменил в этой должности Байтурсына Уморбекова, который возглавлял союз с 2009 года. Кстати, те выборы председателя проходили на фоне скандала: несколько художников подали иск, оспаривая легитимность бывшего главы организации, известного скульптора Еркина Мергенова. В итоге решением суда был созван съезд Союза художников, где Мергенов покинул пост руководителя, а вместо него был избран искусствовед, бывший директор Музея искусств им. Кастеева Байтурсын Уморбеков. Любопытно, что Еркин Мергенов в те годы даже не числился главой союза, по документам с 1999 по 2009 годы им был художник Сабур Мамбеев.
Судебные разбирательства членов союза
Распри внутри Союза художников продолжались и при последующих руководителях. В 2017 году нынешний председатель Умирбек Жубаниязов говорил, что не хочет возглавлять союз, так как эта работа отнимает слишком много времени, однако выбрать нового председателя мешают взаимные обвинения и оговоры. Нередко эти обвинения доходили до суда.
В январе 2022 года Жубаниязов и главный бухгалтер союза Мухамедзянова подали иск в отношении членов организации Ахметжана Ахатбакиева и Жамбыла Натбаева. Они требовали 15 млн тенге в качестве компенсации морального вреда и опровержения ложной информации, распространенной ответчиками в социальных сетях. Председатель и бухгалтер утверждали, что распространённые сведения «порочат честь и репутацию Союза художников». Суд в удовлетворении иска отказал.
В апреле 2023 года состоялся процесс по иску Сауле Волковой против председателя союза Умирбека Жубаниязова и его заместителя Бахытжана Касымбекова. Истец требовала признать недостоверными сведения о том, что она «отжала трехкомнатную квартиру у родителей, написала дипломную работу на тройку и оказывала давление на ректора Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова». Волкова просила взыскать по 3 млн тенге с каждого ответчика как компенсацию морального вреда и обязать их опровергнуть порочащую её информацию на общем собрании Союза художников. Суд в удовлетворении иска отказал, а Волкову обязали возместить ответчикам судебные расходы в размере 526 тыс. тенге.
В декабре 2023 года Жамбыл Натбаев, бывший ответственный секретарь Союза художников Казахстана, подал иск в отношении председателя Жубаниязова. Истец утверждал, что ему отказывают предоставлять протокол XIX съезда союза и другие документы, касающиеся выборов председателя, и решил оспорить это в суде. Несмотря на утверждение ответчика о свободном доступе к документам, суд частично удовлетворил иск Натбаева, признав незаконным отказ в ознакомлении с протоколом съезда.
В июле 2024 года Жамбыл Натбаев снова подал в суд. На этот раз он решил обжаловать результаты XIX съезда Союза художников Казахстана, так как, по его мнению, выборы Жубаниязова прошли с нарушениями. Натбаев указывал на отсутствие кворума и нарушение процедуры голосования. Суд отказал в признании протокола съезда незаконным.
Недвижимость Союза художников
Как писала газета «Время», ещё в начале 90-х годов Союз художников РК был крупным коллективным латифундистом. В Алматы организация владела 7-этажным зданием на улице Панфилова и примыкающим к нему выставочным залом площадью 2 тыс. кв. метров, 2-этажным зданием на пересечении Айтеке би и Назарбаева, производственным комбинатом на проспекте Рыскулова (строился как цех для скульпторов) и мастерскими по улице Сатпаева. Региональные филиалы союза тоже располагали мастерскими и художественными комбинатами. Позже это имущество начали продавать, при этом сделки сопровождались многочисленными скандалами внутри союза.
По данным кадастровой карты, у семиэтажки на Панфилова, где и «прописана» организация, три правообладателя: сам Союз художников РК, ТОО «Шолпан» (предоставляет парикмахерские услуги) и некая компания «Арай-М». Сейчас её в бизнес-реестрах обнаружить не удалось, вероятно, речь идёт о мебельном салоне «Арай», который там некогда располагался. Газета «Время» писала, что мебельному салону продали большую часть выставочного зала. Всего в здании находится более 40 организаций, в том числе фитнес-центры, магазины, рестораны и т.д. В 2019 году «Караван» писал, что здание находится в плачевном состоянии и требует капитального ремонта, собственник в лице Союза художников о нём не заботится, а порядок поддерживают только сами художники, некогда приватизировавшие здесь мастерские.
Производственный комбинат на Рыскулова долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Художник Серик Альжанов, который работал в этом здании, рассказывал, что часть территории комбината была продана, часть сдается в аренду посторонним организациям, а в мастерских нет ни электричества, ни тепла.
О хитросплетениях вокруг покупки-продажи зданий на Айтеке би и Сатпаева подробно рассказывало «Время». Тогда это привело к перестановкам в руководстве союза, одного из заместителей председателя, Бахтияра Таурбекова, обвинили в мошенничестве и приговорили к 5 годам лишения свободы, однако впоследствии приговор отменили, а дело отправили на доследование. Позже Таурбеков занимал высокие посты в правительстве и был советником министра культуры Ермухамета Ертысбаева.
Сейчас на месте бывшей двухэтажки Союза художников на Айтеке би расположен элитный ЖК «Диалин» (год сдачи – 2015, застройщик – «ЖСК Алматы»). Согласно кадастровой карте, правообладателями участка под зданием являются Halyk bank и ТОО «Property&Estate», принадлежащее Алёне Сулейменовой. Предпринимательница также является соучредителем ТОО «Viled group», «Viled fashion», «Viled International», «Heritage», «Emerald Tower» и «Group Lux». Её партнеры в этих компаниях – Тимур и Динара Кулибаевы и Айдан Сулейменова.
Что касается мастерских на улице Сатпаева, то в 2008 году газета «Время» писала, что участок площадью 67 соток продали строительной компании «Эшел» (сейчас бездействует и является должником по исполнительным производствам на сумму более 2,5 млрд тенге). Сейчас правообладателем участка, где предположительно располагались мастерские художников, является ТОО «Афала» (компания с 2011 года занимается арендой и управлением собственной недвижимостью).
Ещё один скандал в своё время развернулся вокруг недвижимости шымкентского филиала союза. По сведениям газеты «Время», в 2008 году за 8 млн тенге (тогда 53 тыс. долларов) были проданы участок в центре города площадью 0,5 га, административное здание 1,4 тыс. кв. метров, несколько столярных цехов, складов, гараж и т.д. Продавцом выступил Союз художников РК в лице тогдашнего председателя Байтурсына Уморбекова, а покупателем – ТОО «Союз художников Южно-Казахстанской области», созданное некоторыми членами южно-казахстанского филиала союза (сейчас такой организации в реестрах нет).
Если опираться на данные налоговых отчислений, сейчас Союз художников владеет земельным участком и имуществом в Таразе, имуществом в Жетысуском районе Алматы (вероятно, речь идет о том самом производственном комбинате на Рыскулова) и земельным участком в Алмалинском районе Алматы (вероятно, здание на Панфилова).
Подписаться на @Shishkin_like