top of page

Суд оправдал обвинявшихся в пытках экс-сотрудников колонии в Атбасаре

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 12 февр.
  • 2 мин. чтения

 

В Акмолинском специализированном межрайонном суде по уголовным делам сегодня завершился процесс по громкому делу о пытках в исправительном учреждении №1 города Атбасар. На скамье подсудимых - 12 бывших сотрудников колонии, обвинявшихся в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 146 ч. 3 п. 1 (жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки) УК РК.

 

Уголовное дело рассматривалось с участием присяжных заседателей, которые признали всех подсудимых невиновными в инкриминируемых им деяниях. На основании их вердикта суд вынес оправдательный приговор. Трое фигурантов дела, находившихся под арестом, освобождены из-под стражи. Если приговор вступит в силу, оправданные смогут потребовать возмещения за незаконное уголовное преследование.

 

Суть дела

 

Осенью 2023 года социальные сети взорвала видеозапись экзекуции гражданского активиста Тимура Данебаева в колонии Атбасара. Кадры вызвали широкий общественный резонанс, что привело к началу досудебного расследования.

 

По версии следствия, вновь прибывшая в исправительное учреждение группа заключенных, в числе которых был Данебаев, подвергалась издевательствам, унижениям и пыткам со стороны сотрудников колонии. В частности, Данебаева жестоко избивали резиновой дубинкой, глумились над ним и окунали головой в унитаз. Некоторые потерпевшие заявили в суде, что им угрожали насилием сексуального характера.

 

Всего по делу были признаны потерпевшими 44 заключенных.

 

Судебный процесс

 

Тимур Данебаев в ходе разбирательства потребовал привлечь к ответственности военнослужащих воинской части 5510 Жуматаева, Рымжанова и Абильдина, обвиняя их в сокрытии пыток.


Он также ходатайствовал о переносе процесса в Астану, так как, по его словам, прокурор Атбасарского района Батырбек Слямов иследователи Нурсултан Досполов и Серик Маканов являются друзьями. Однако суд в удовлетворении этого ходатайства отказал.

 

Адвокаты подсудимых пытались сосредоточить внимание присяжных на биографиях потерпевших, указывая, что они осуждены за тяжкие преступления. Однако судья пресек эти попытки, заявив, что это не относится к сути дела.

 

Тогда защита акцентировала внимание на расхождениях в показаниях некоторых потерпевших: во время предварительного следствия они утверждали одно, но в суде изменили показания, ужесточив обвинения.

 

Адвокаты также настаивали на привлечении к ответственности начальника отряда исправительного учреждения №1 Атбасара. Первоначально против него велось досудебное расследование, однако в декабре 2023 года оно было прекращено.

 

Защита утверждала, что сотрудники колонии действовали в рамках служебных обязанностей и выполняли приказы начальства для поддержания порядка среди заключенных. В частности, отмечалось, что потерпевшие отказывались соблюдать внутренний распорядок, включая уборку помещений.

 

Несмотря на это, государственное обвинение настаивало на виновности всех 12 фигурантов и требовало назначить им от 6 до 7 лет лишения свободы, а также обязать выплатить компенсацию морального вреда потерпевшим.

 

Защита, в свою очередь, требовала оправдательного приговора.

 

Последние слова обвиняемых

 

Выступая с последним словом, некоторые подсудимые не выдержали эмоционального напряжения и расплакались. Они заявили, что руководство учреждения уверяло их в законности их действий, а также выразили возмущение тем, что один из участников инцидента избежал суда.

 

Говорили обвиняемые и о сложных условиях работы, частых проявлениях агрессии со стороны заключенных и их неповиновении. По их словам, многие осужденные, осознавая, что не смогут получить УДО, становятся неконтролируемыми. Они также заявили, что в криминальной среде оговор сотрудников исправительных учреждений считается способом завоевать авторитет среди заключенных.

 

Автор Нуржан Баймулдин

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
К ответу!

Что волнует казахстанских мажилисменов?

 
 
bottom of page