Таксистов загонят в Палату автоперевозчиков и заставят платить членские взносы
- Свидетель.kz
- 4 нояб. 2024 г.
- 3 мин. чтения

В Мажилисе в срочном порядке приступили к рассмотрению законопроекта по вопросам передачи госфункций в автоперевозках на саморегулирование.
То есть после принятия данного законопроекта таксовать без членства в Палате перевозчиков станет противозаконно.
Сам документ был инициирован ещё в июле 2023 года, а почему депутаты неожиданно вспомнили о нём именно сейчас, можно объяснить тем, что закон об автоперевозках должен вступить в силу с 1 января 2025 – через два месяца.
Плюсы
На прошлой неделе Мажилис заслушал министра транспорта Марата Карабаева, который перечислил все плюсы от принятия законопроекта:
переход вопросов контроля за работой перевозочного процесса с государственного уровня на внутренний организационный уровень Палат автоперевозчиков, который позволит мониторить работу каждого своего члена как участника рынка перевозок;
перевозчикам – работу в Союзе единомышленников, основанном на добросовестной конкуренции, самостоятельно исключающей профессионально слабых перевозчиков;
возможность оперативного принятия качественных стандартов и правил с ориентиром на основные направления развития, определяемые уполномоченным органом с учётом основных требований рынка;
снижение бюрократии и предпосылок к появлению коррупционных рисков, развитие механизма общественного контроля.
Минусы
Выступая перед депутатами, министр сказал, что предлагаемый закон предусматривает добровольное и обязательное членство. Это, кстати, касается и водителей автобусов и минивэнов зарабатывающих на междугородних перевозках.
Однако в самом проекте закона нет добровольного членства, только обязательное, что подразумевает незаконность пассажирских перевозок без корочки члена Палаты.
Возможен рост тарифов на услуги перевозчиков, поскольку членство в Палате подразумевает вступительный и ежемесячные взносы.
Для всех перевозчиков, кроме такси, членский взнос от 2 до 7 МРП (по решению Палаты).
Взнос таксистов – от 1/3 до 2 МРП в месяц.
Взносы будут платить и «информационно-диспетчерские службы такси и мобильные приложения заказа такси». Здесь всё зависит от среднемесячного количества обслуживаемых машин:
до 10 тысяч единиц транспорта членский взнос составит от 2 до 5 МРП в месяц;
10-50 тысяч ед. транспорта – от 5 до 70 МРП;
50-100 тысяч ед. транспорта – от 70 до 300 МРП;
свыше 100 тысяч ед. транспорта – от 300 до 700 МРП.
Взносы, скорее всего, Палата будет направлять на зарплаты своих сотрудников и на «защиту прав членов Палаты». Во всяком случае, именно по такой схеме с 2018 года работают Палаты оценщиков и юридических консультантов.
Закон наделяет Палаты широким кругом прав, в том числе по организации перевозок и по установлению правил для своих членов. То есть не исключено, что впоследствии выйдет приказ Минтранспорта об утверждении типовых правил и стандартов, в которых, в том числе, будет прописано оснащения всех автомобилей опознавательными знаками такси, например, наклейками.
Возможен возврат к большому количеству голосующих у обочины, поскольку в документе под определение «перевозчик такси» попадают только «осуществляющий деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо…».
Зачем нужно саморегулирование
По данным, за 2023 год таксисты заработали 5,9 млрд тенге, перевезя 47 млн пассажиров, что больше на 18% по сравнению с 2022 годом. При этом 98,6% от этой суммы приходится на частные компании, 1,4% – на транспорт, находящийся в госсобственности. Этим и можно объяснить попытку государства взять под контроль этот рынок, поскольку работать с Палатами куда проще, чем с армией неподконтрольных водителей.
Создание Палаты
При этом самих Палат может быть неограниченное количество, но только теоретически, поскольку условия для их создания довольно жёсткие.
Для регистрации Палаты требуется, чтобы в её составе было не менее:
20 перевозчиков регулярных международных перевозок, при этом треть из них должна иметь транспорт в собственности;
50 перевозчиков регулярных междугородных и межобластных перевозок – треть опять же с транспортом в собственности;
100 перевозчиков нерегулярных перевозок с минимум одной третью транспорта в собственности;
200 перевозчиков такси с не менее чем одной десятой транспорта в собственности. При этом каждый перевозчик должен состоять только в одной Палате.
Палату могут исключить из госреестра со всеми её членами за:
предоставление недостоверной информации или несоответствие поданных в Минтранс документов;
наличие в течение одного календарного года 3 и более ДТП с человеческими жертвами по вине перевозчиков-членов Палаты.
Сроки внедрения
Нельзя исключать, что если законопроект и примут за оставшиеся два месяца, его введение перенесут на более поздний срок. Поскольку в документе сказано, что «требуется введение информационных систем саморегулируемых организаций, интегрированных с интеллектуальной транспортной системой».
На данный момент есть только территориальные и узкоспециализированные системы. Например, системы умных светофоров, электронного билетирования или видеофиксации нарушений ПДД. Поэтому куда собираются встроить информационные системы Палат, пока непонятно. Да и на само интегрирование и создание инфосистем потребуется время.
Учитывая жёсткие требования к созданию Палат, также нельзя исключать, что ими станут крупнейшие агрегаторы, то есть в принципе ничего не изменится, кроме цен и дополнительных сборов денег с таксистов.
Фото: shutterstock.com/Vladimir Tretyakov
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ