top of page

Труба государственного значения

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 2 дня назад
  • 10 мин. чтения


В начале недели стало известно, что два из трёх выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) выведены из эксплуатации. Это случилось после проверки, целью которой было удостовериться, что на объектах выполняются все требования по предотвращению загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами. По прогнозам Телеграм-канала «Нефть и Газ Казахстана», в результате экспорт нефти из страны может сократиться на 30-40%.

 

КТК не сходит с повестки дня с начала года, когда украинские беспилотники впервые атаковали его инфраструктуру. На сегодня речь идёт уже о трёх налётах. При этом трубопроводная система вошла в «согласованный список» объектов России и Украины, которые временно не должны подвергаться ударам. Наш редактор Маргарита Бочарова рассказывает, почему КТК так важен для Казахстана, когда и при каких обстоятельствах он был учреждён, кто представляет в нём интересы республики, сколько дивидендов получает госбюджет и какие скандалы связаны с консорциумом.

 

Как казахстанская нефть нашла выход

 

После обретения независимости практически единственной экспортной артерией для казахстанского сырья был нефтепровод «Атырау – Самара». После старта добычи на крупном месторождении «Тенгиз» стало очевидно, что выделяемых республике квот на транзит нефти по этому коридору недостаточно. При этом решение о строительстве нового экспортного нефтепровода было принято ещё в 1992 году.

 

Проект трубы от «Тенгиза» до черноморского порта Новороссийск пролоббировал бизнесмен Джон Дойс, будучи полномочным представителем Омана в казахстанском правительстве. Так, соглашение о консорциуме изначально было подписано между этими двумя сторонами. Спустя месяц к нему присоединилась Россия, и в итоге доли КТК поделили так: Казахстан и Россия получили по 25%, Оман – 50%.

 

Именно ближневосточный партнёр должен был полностью профинансировать проект стоимостью 1,2 млрд долларов США, пишет Олег Червинский в книге «Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева». Однако спустя некоторое время оманский принц ушёл из жизни при не до конца выясненных обстоятельствах, и проект заморозили. Дойс не смог найти других инвесторов на Западе.

 

Выйти из тупика удалось только в 1996 году, когда в Алматы был подписан протокол о реструктуризации КТК. Переговоры с действующими и потенциальными акционерами начались годом ранее. Как пишет Червинский, только для обсуждения реструктуризации Назарбаев встречался с российским премьер-министром 13 раз за полтора года, а для утверждения последнего варианта ездил к Ельцину в больницу.

 

В итоге 50% акций КТК остались у России, Казахстана и Омана, а оставшиеся были поделены между добывающими компаниями, которые обязались за свой счёт построить нефтепровод (Chevron, Mobil, British Gas, Agip, Oryx, «Лукойл» и «Роснефть»). Строительство началось в 1999 году, при закладке первого камня Казахстан представлял Касым-Жомарт Токаев, тогда заместитель премьер-министра.

 

В марте 2001 года – уже в качестве премьер-министра – Токаев открыл задвижку и запустил тенгизскую нефть в трубу. В начале октября того года казахстанская нефть, погружённая на танкер под названием «Минерва», отправилась в коммерческий путь в Италию. С этого момента Россия лишилась своего «козыря» по распределению квот на экспорт нашего сырья через свою территорию.

 

В 2003 году трубопровод официально ввели в промышленную эксплуатацию, а на следующий год в систему начала поступать нефть и с российских месторождений.

 

Чья нефть течёт по трубе

 

В прошлом году на морском терминале КТК отгрузили 63 млн тонн нефти. 85,5% этого объёма поступило с трёх казахстанских месторождений – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. В абсолютном выражении речь идёт о 53,8 млн тонн нефти. При этом в целом в 2024 году республика экспортировала 68,6 млн тонн сырья. Выходит, через КТК Казахстан сейчас вывозит порядка 78% углеводородов, предназначенных для глобального рынка. И этот маршрут остаётся одним из самых дешёвых для страны: транспортные расходы на тонну нефти в три раза ниже, чем по самой известной альтернативе «Баку-Тбилиси-Джейхан».

 

С вводом КТК в эксплуатацию на рынке появился новый сорт нефти – CPC Blend. Эта нефть, как видно из цифр выше, преимущественно казахстанского происхождения и официально не попала ни под какие ограничения после начала войны в Украине. Более того, в минувшем марте стало известно, что после ужесточения санкций против российского флота покупатели из Азии (в частности, Китай и Южная Корея) на 40-45% нарастили закупки CPC Blend у Казахстана.

 

Доля российской нефти, попадающей в трубу КТК, из года в год меняется незначительно: в 2023 году это было 11,7%, в 2022 году –  11,1%, в 2021 году – 12,6%, в 2020 году – 12,2%, в 2019 году – 11,7%. 

 

Несмотря на это, в 2022 году власти пошли на стратегический ребрендинг остального нефтяного экспорта. Это было сделано, чтобы чётко отличать казахстанскую нефть от российской, особенно в свете санкций, введённых в отношении российского экспорта энергоносителей. Так появился KEBCO, казахстанский экспортный сорт сырой нефти. До этого наше сырьё, поступая в нефтепровод «Атырау-Самара», смешивалось с российским и продавалось как REBCO (или сырая нефть сорта Urals).

 

Акционеры, долги и дивиденды

 

В КТК входят две компании: КТК-Р (контролирует российскую часть трубы) и КТК-К (контролирует казахстанскую часть трубы; 452 км из 1510 км). Структура акционеров в этих компаниях одинакова.


Сегодня у КТК 11 акционеров, крупнейшие из которых Россия (24% управляются ПАО «Транснефть»), Казахстан (20,75% принадлежат НК «КазМунайГаз» и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC), американская корпорация Chevron (15%) и российская нефтедобывающая компания «Лукойл» (12,5%).


Остальная треть акций распределена между совместным предприятием «Роснефти» и Shell, американской корпорацией ExxonMobil, одной из дочерних компаний «Транснефти», ещё двумя «дочками» Shell и итальянской нефтегазовой компанией Eni. В феврале 2021 года, спустя 20 лет после начала работы КТК, компания сообщила о полном погашении перед акционерами первоначального займа на строительство системы. Тогда же было заявлено о намерении впервые выплатить участникам консорциума дивиденды.


Однако, по данным из аудиторских отчётов КТК-К, дивиденды так и не выплачивались акционерам ни в 2020 году, ни в 2021-м, ни в 2022-м. И только в 2023 году на двух общих собраниях было решено произвести выплаты за 2022 год и половину 2023 года. Казахстан как владелец 207,5 тыс. акций получил тогда чуть больше 25 млрд тенге. Из финансовой отчётности следует, что до 2022 года компания ещё погашала перед акционерами промежуточный заём (221 млрд тенге) на проект расширения трубопровода. Его реализация, а также программа устранения узких мест позволила увеличить пропускную способность инфраструктуры до 72,5 млн тонн в год. По данным Adata.kz, КТК-К с 2015 года уплатило в республике налогов и прочих обязательных платежей на 367,2 млрд тенге и сейчас числится должником ещё на 145,6 млн тенге.

 

Кто в КТК защищает интересы Казахстана

 

С 2016 года компанией бессменно руководит российский топ-менеджер Николай Горбань, выходец из дочерней структуры «Транснефти», где он курировал работу сети нефтепродуктопроводов. Из аудиторского отчёта за 2023 год известно, что в состав высшего руководства КТК, помимо Горбаня, входят ещё три человека, однако на сайте компании, в разделе о корпоративном управлении, никто из них не упомянут. В качестве вознаграждения они вчетвером в 2022 и 2023 годах получали «не менее 463 млн тенге» ежегодно.

 

Из корпоративного журнала компании мы узнали, что как минимум один из заместителей Горбаня, Хаким Касымов, имеет прямое отношение к Казахстану. До прихода в 2020 году в КТК он работал в «КазМунайГазе», «КазТрансГаз-Алматы» и «Сатпаев Оперейтинг». В интервью изданию Касымов очертил свою зону ответственности так: кадры, транспортное обеспечение, технический контроль и обслуживание зданий, организация электронного документооборота. Он также отметил, что его отец и брат на разных этапах работали в КТК.

 

Членам же Совета директоров выплата вознаграждения не предусмотрена. В минувшем феврале был определён новый состав совета из 16 человек, чьи полномочия будут составлять пять лет. Судя по представленному отчёту об изменениях, из совета директоров исключили четыре человека, два из которых – резиденты Казахстана. В итоговом перечне теперь фигурируют четыре гражданина республики.

 

Один из них – Мейрам Ахмеджанов, известный в нефтяной отрасли управленец. С 2004 года он работал генеральным менеджером проекта расширения КТК. Другой участник совета, Тимур Раханов, с начала 2000-х возглавлял Департамент управления проектами транспортировки нефти в НК «КазМунайГаз». Он же, судя по всему, какое-то время был председателем совета директоров КТК.

 

С нацкомпаний связан и его коллега по совету, Ерлан Абдрахманов: ещё в середине прошлого года его представляли как начальника Управления транспортировки нефти Департамента транспорта и логистики «КазМунайГаза». Об Айбате Куншашеве, ещё одном члене совета, никакой внятной информации в открытых источниках найти не удалось.

 

Кроме них с деятельностью КТК связывают известного в прошлом топ-менеджера «КазМунайГаза» Данияра Берлибаева. В своё время его считали «правой рукой» Сауата Мынбаева. Судя по сообщениям с официального сайта консорциума, ещё в феврале этого года он председательствовал в его совете директоров. Такие же полномочия есть у него в АО «КазТрансОйл», KMG International N.V. и АО «АстанаГаз КМГ». В публичном же пространстве в последние годы громче отметилась его супруга, Жанар Сулейменова. Она вошла в список владельцев дорогой недвижимости в Дубае, составленный журналистами-расследователями. Стоимость её активов оценили в 7,5 млн долларов США.

 

Экологический скандал

 

В августе 2021 года во время закачки нефти на греческий танкер вблизи Новороссийска произошёл залповый выброс нефти. КТК сообщал, что разлив был локализован в тот же день, а его площадь составила около 200 кв. м. Позднее Институт космических исследований РАН уточнил, что площадь разлива нефтепродуктов в Чёрном море оказалась в 400 тыс. раз больше, чем заявлял КТК.

 

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту загрязнения морской среды, а затем переквалифицировал дело по более тяжкой статье – загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде. В помещениях КТК прошли обыски, специалисты компании были допрошены.

 

В октябре того же года Росприроднадзор подсчитал, что ущерб от разлива нефтепродуктов на морском терминале КТК составил почти 4,5 млрд рублей. В самой компании с такой оценкой не согласились: там заявили, что разлилось примерно 50 тонн нефти (что соответствует сумме ущерба в 350 млн рублей).

 

Мирно урегулировать спор не получилось, и в феврале 2022 года Росприроднадзор подал иск в суд. В документе произошёл перерасчет суммы «в сторону значительного повышения от прежде заявленной в расчётах ведомства» – теперь ущерб был оценён в 5,3 млрд рублей. И первая инстанция, и апелляционная в результате обязали компанию оплатить внушительный штраф (что она и сделала).

 

В мае того же года Ространснадзор в ходе внеплановой проверки КТК обнаружил несколько «документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти» и в июле в судебном порядке попытался остановить деятельность компании на 90 суток. Суд частично удовлетворил требования властей, сократив период приостановки до 30 суток. Впоследствии и эта мера была заменена на штраф.

 

На военном положении: хроника

 

Март 2022 года. Reuters сообщает, что КТК столкнулся с первыми проблемами после начала военных действий России в Украине: трейдеры анонимно заявили, что покупатели избегают покупать нефть, которую поставляет консорциум. Минфин США успокоил: запрет на импорт нефти из России не коснётся Казахстана, КТК может разделять источники сырой нефти, отгружая её не из России.


Июнь 2022 года. В акватории ВПУ-1 и ВПУ-2 силами российского МЧС проводится дообследование и утилизация «подводных потенциально взрывоопасных предметов». Российские СМИ в связи с этим начали спекулировать по поводу ограничений на экспорт казахстанской нефти через КТК после заявления Токаева о непризнании ЛНР и ДНР.

 

Август 2022 года. Один из акционеров КТК, ExxonMobil, заявил, что видит санкционные риски для транспортировки нефти из Казахстана по системе КТК. В случае расширения санкций она может быть «прервана, сокращена, временно приостановлена или иным образом ограничена».

 

Сентябрь 2022 года. Другой акционер КТК, Chevron, сообщил, что рассматривает возможность альтернативного КТК пути транспортировки казахстанской нефти – по железной дороге. Тогда же международное рейтинговое агентство S&P отметило, что Казахстан остаётся уязвимым в отношении возможных перебоев в работе КТК, и изменило прогноз по суверенным кредитным рейтингам Казахстана со «стабильного» на «негативный».

 

Март 2023 года. Международное рейтинговое агентство S&P повысило рейтинговый прогноз Казахстана с «негативного» на «стабильный». По мнению аналитиков, сильные фискальный и внешний балансы Казахстана делают риски, связанные с временными перебоями в работе КТК, управляемыми.

 

Июнь 2023 года. Касым-Жомарт Токаев призвал партнёров из Евросоюза поддержать обеспечение долгосрочных и стабильных поставок казахстанской нефти через Каспийский трубопроводный консорциум в Европу. Евросоюз в рамках очередного пакета вывел из-под санкций поставки оборудования и запчастей для КТК.

 

Август 2023 года. Гендиректор КТК Николай Горбань признал наличие проблем с поставками запчастей и выразил надежду, что в течение нескольких лет «сможем организовать изготовление необходимого оборудования для ВПУ на территории России». В том же месяце Новороссийск атакован беспилотниками, в соцсетях пишут о взрыве в Южной Озереевке, где находится морской терминал КТК. В КТК заверили, что терминал в результате атаки не пострадал.

 

Декабрь 2023 года. Международное рейтинговое агентство S&P подчеркнуло, что риски, связанные с работой с КТК, остаются ключевыми для Казахстана на фоне российско-украинского конфликта. Аналитики отметили, что остановка работы нефтепровода на более чем три-пять дней начнёт влиять на объёмы добычи нефти, что приведёт к снижению денежных потоков и ухудшению кредитных показателей.

 

На военном положении: хроника (продолжение)

 

Январь 2024 года. Гендиректор КТК Николай Горбань заявил, что остановки на КТК не связаны с политической ситуацией: «Ни одной остановки нашей трубопроводной системы ни в одном году по политическим причинам не было. Все остановки были связаны либо с технологическими причинами, либо с природными».

 

Март 2024 года. Турецкий терминал Дортьол в Средиземном море заявил, что больше не будет принимать ни продукцию российского происхождения, ни любую продукцию, отгруженную из российских портов (включая Новороссийск). Одновременно Администрация США впервые выразила опасения по поводу возможной угрозы нефтепроводной системе КТК на фоне атак Украины.

 

Май 2024 года. Новороссийск и морской порт вновь подверглись атаке украинских дронов, однако инфраструктура КТК не пострадала. В том же месяце в соответствии с указом Владимира Путина российские суды получили право использовать американское имущество в России для компенсации ущерба от изъятия российских активов в США.

 

Июль 2024 года. КТК подписывает с калининградской верфью «Кливер» контракт на локализацию производства выносных причальных устройств. По словам Горбаня, КТК нацелен на импортозамещение всех основных узлов и агрегатов: в 2025 году якобы будет заменена на российскую система для диспетчерского управления и сбора данных, а дальше – газотурбинные установки производства Siemens.

 

Ноябрь 2024 года. Международный консорциум журналистов-расследователей выпустил материал о деятельности КТК, в котором, в частности, рассказал, как Тимур Кулибаев зарабатывал на контрактах при строительстве трубопровода. Кроме этого стало известно, что Казахстан нанял американскую лоббистскую фирму после вторжения России на Украину, чтобы она помогла оградить КТК от санкций. Юристы обошлись правительству в 4 млн долларов США.

 

Декабрь 2024 года. Министерство энергетики Казахстана назвало работы по техобслуживанию на КТК фактором, способствовавшим снижению уровня добычи нефти в республике. В консорциуме это заявление опровергли, заявив, что КТК поддерживал полную производительность, и все поставки нефти от грузоотправителей были проведены на морской терминал без каких-либо задержек.

 

Январь 2025 года. Минфин США включил в очередной санкционный пакет запрет для американских компаний на оказание нефтесервисных услуг на территории России, однако сделал исключение для сервисных услуг для КТК и ТОО «Тенгизшевройл».

 

Февраль 2025 года. Нефтеперекачивающую станцию КТК на территории России атаковали беспилотники, прокачка нефти по системе перешла на сниженный режим. В будущем объём прокачки должен упасть на 30%, ремонт займёт 1,5-2 месяца, в 2025 году бюджет Казахстана может недополучить около 300 млрд тенге. Путин предложил иностранным акционерам КТК поучаствовать в поставках подсанкционного оборудования для ремонта НПС. Казахстан провёл консультации с Украиной после атаки дронов.

 

Март 2025 года. Украина нанесла второй удар беспилотниками по инфраструктуре, обеспечивающей прокачку нефти по КТК. Третья атака на НПС была предотвращена, дроны были сбиты.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
Сколько и кому должен Балушкин

На днях мы рассказывали, чем владеет в России беглый казахстанский бизнесмен Анатолий Балушкин  и его семья. Напомним, Балушкин является...

 
 
bottom of page