Розничные инвесторы, купившие депозитарные расписки железнодорожного оператора Globaltrans Investment на Московской бирже, опасаются того, что будут лишены корпоративных прав, в том числе права на получение дивидендов. Об этом пишут «Ведомости» и добавляют, что в последний раз Globaltrans выплачивала промежуточные дивиденды в 2021 году.
Российский телеграм-канал «Грузопоток» пишет, что невыплату дивидендов в компании объясняют техническими сложностями, связанными с санкциями, и предыдущей регистрацией на Кипре (в марте этого года Globaltrans «сменила прописку» с Кипра на ОАЭ). Напомним, что в июне Московская биржа и Национальный клиринговый центр, входящий в ее состав, попали под блокирующие санкции США, что тоже затрудняет выплату дивидендов. После очередного отказа от выплаты дивидендов в апреле котировки расписок Globaltrans на Московской бирже упали на 33,6% до 540 рублей за бумагу.
Миноритарные инвесторы Globaltrans опасаются повторения «кейса Polymetal», пишет Frank Media. Золотодобывающая компания в январе 2023 года перерегистрировалась с британского офшорного острова Джерси (Великобритания) в Казахстан. Сначала компания утверждала, что сделает основной листинг на казахстанской бирже AIX, а вторичный оставит на Мосбирже. Затем глава Polymetal International Виталий Несис заявил, что листинг в Москве компании больше не нужен: акции, которые торгуются на Мосбирже, он назвал ущербными, поскольку до их владельцев не доходят дивиденды и они не могут голосовать. В марте 2024 года года компания подала заявку на делистинг с Московской биржи в связи с введением санкций США.
Кому принадлежит Globaltrans
Мажоритарным акционером Globaltrans является крупный казахстанский бизнесмен Кайрат Итемгенов (№18 в казахстанском рейтинге Forbes с состоянием 518 млн долларов). Он купил долю в российской компании у её основателей в январе этого года. Сейчас структура акционеров выглядит так:
26,2% - Aqniet Capital LLP (бенефициар – Кайрат Итемгенов);
11,5% - Marigold Investments Ltd (бенефициар – Андрей Филатов, сооснователь Globaltrans);
5,1% - Litten Investments Ltd (бенефициар - Александр Елисеев, неисполнительный директор и сооснователь Globaltrans);
0,9% - Transportation Investments Management Ltd (бенефициары - Андрей Филатов, Никита Мишин и Константин Николаев, сооснователи Globaltrans);
0,1% - под контролем директоров и менеджмента;
56,2% - в свободном обращении.
Чем ещё владеет Кайрат Итемгенов
Помимо железнодорожных перевозок, Итемгенов занимается в России гостиничным бизнесом – он владеет отелями Mövenpick и Pana в Москве. В Казахстане через Aqniet Group он контролирует крупные аптечные сети Europharma и Arzan Pharm, а также владеет логистической компанией Satti Logistics, проектно-монтажной KBI Energy group, тепличным комплексом Greenhouse-Qaztomat (последний упоминался в расследованиях АФМ в связи с «серым майнингом»).
Про ТОО «KBI Energy» мы писали в связи с пропажей миллиарда тенге на модернизацию Экибастузской ГРЭС-2, которую расследовала прокуратура Павлодарской области. Компания была одним из подрядчиков при строительстве энергоблока на ГРЭС, сейчас числится бездействующим предприятием по причине слияния.
Фармацевтические компании Кайрата Итемгенова тоже становились объектами наших материалов. К примеру, мы рассказывали о том, что Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) обвинило несколько фармацевтических компаний в монополизации рынка. Антимонопольное расследование проводилось в отношении ТОО «КФК «Медсервис плюс», ТОО «Стофарм» и ТОО «Акниет», принадлежащего Итемгенову. В своем заявлении антимонопольщики сообщали о фактах создания мнимой конкуренции при закупках ТОО «СК-Фармация» услуг хранения и транспортировки лекарственных средств. В частности, победа в конкурсе обеспечивалась за счет незначительного снижения цены (на 0,0006% или 0,50 тенге), говорилось в документе.
Подписаться на @Shishkin_like