top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

«Уят» как национальная идея?


 

В Казахстане регулярно вспыхивают скандалы, связанные с нарушением моральных норм, получившие название «уятменских» (от каз. ұят - стыд). Одним из последних инцидентов стало видео, на котором хореограф Алишер Султанбеков и две девушки исполняют откровенные танцы в стиле хайхилс в юрте.

 

Этот видеоролик вызвал бурную реакцию в социальных сетях и критику со стороны депутата мажилиса Самата Мусабаева, который потребовал от Генеральной прокуратуры и Комитета национальной безопасности дать правовую оценку нашумевшему танцу. В ответ в КНБ заявили, что признаком состава статьи 174 (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) Уголовного кодекса РК являются именно умышленные действия. В данном же случае наличие умысла установить не удалось.  

 

«Поскольку невозможно достоверно определить истинную направленность намерений авторов на основе только одного видеоролика, невозможно дать объективную правовую оценку указанной нормы уголовного права», — ответили в КНБ.

 

Однако позже стало известно, что полиция Карасайского района Алматинской области все же начала по этому факту досудебное возбуждению по части 1 статьи 174 УК РК.

 

По словам министра культуры и информации Аиды Балаевой, «видео является провокационным и противоречащим ценностям и традициям казахского народа». Балаева напомнила, что государственные социальные заказы должны продвигать национальные ценности и выполняться с особой ответственностью.

 

В связи с этим редакция Политпросвет.kz решила вспомнить самые громкие скандалы, связанные с понятием «уят», которое играет значительную роль в казахском обществе.

 

Супергерой Уятмен

 

Термин «уятмен» появился после того, как в 2016 году общественник и член партии «Нур Отан» (ныне AMANAT) Талгат Шолтаев демонстративно накрыл платком скульптуру полуобнаженной девушки из композиции «Бақыттым менің» («Счастье мое») в Астане. Активист заявив, что сделал это из чувства стыда и уважения к казахским традициям.

 

Этот случай вдохновил известного карикатуриста Мурата Дильманова создать персонажа Уятмена, который носит платок как плащ и символизирует осуждение и публичный стыд за действия, считающиеся неподобающими в казахском обществе​.

 

Отметим, что композиция «Бақыттым менің», созданная скульптором Толепбаем Ерболатом, была установлена в 2005 году в сквере напротив ТРЦ «Хан Шатыр». В церемонии ее открытия принимал участие тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

 

Эпатаж в знак протеста

 

Впрочем, эпатажные акции, за которые стыдили их организаторов, проводились в нашей стране всегда. К примеру, в 2009 году художник, участник декабрьских событий 1986 года Канат Ибрагим после закрытия фонда «Алем-арт», оказывавшего значительную поддержку современному искусству Казахстана, публично разделся и снял с себя «последние трусы». Это произошло у здания суда, вынесшего решение в пользу нового руководства «БТА банка», требовавшего, чтобы деятели искусства вернули деньги, которые были выданы им фондом, который действовал при прежнем руководстве банка. Позже трусы были переданы дирекции «БТА банка».

 

В 2014 году журналистка и гражданская активистка Жанна Байтелова организовала акцию протеста против девальвации тенге. По задумке она и ее соратницы, искусствовед Валерия Ибраева и журналистка Евгения Плахина, должны были вложить трусы (именно кружевные, поскольку акция совпала со вступлением в силу регламента Таможенного союза, запрещающего ввоз на его территорию синтетического нижнего белья) в отпечаток ладони Нурсултана Назарбаева на Монументе независимости в Алматы. Но перед этим одна из активисток, объясняя журналистам смысл акции, надела трусы себе на голову, и полиция задержала их прежде, чем они успели «отдать первому президенту последние трусы».

 

Нарушители «казахских традиций»

 

В конце 2017 года казахстанская Instagram-модель Айжан Байзакова в одном из клубов Алматы провела конкурс на раздевание среди девушек с призовым фондом в 50 тыс. тенге. Видео с вечеринки широко распространилось в Сети. В комментариях к ролику пользователи резко осудили подобное развлечение и нецензурный лексикон ведущей. За это модель арестовали на трое суток. Протокол был составлен по статье 434 (мелкое хулиганство) Кодекса об административных правонарушениях.

 

В целом Айжан Байзакова получила популярность не только из-за этого случая. Её откровенность, резкость и смелость привлекает большое внимание. Например, в 2021 году она провела концерт в Алмате, где танцуя, раздвигала ноги перед публикой и трясла ягодицами. Позже она подарила свои трусы, в которых была на концерте, автору самого злобного комментария в соцсетях. На этот Байзакова никакой ответственности не понесла.

 

В 2018 году модель и депутат молодежного маслихата Астаны Динагуль Тасова дважды шокировала казахстанскую публику и подверглась жесткой критике. В первый раз это произошло на модном показе Fashion Night Astana, где она появилась в откровенном платье, в котором была видна ее грудь. Во второй раз Тасова появилась в подобном виде на открытии Kazakhstan Fashion Week, где она предстала перед публикой в просвечивающем платье от грузинского дизайнера Кети Чхиквадзе.

 

На фоне общественного резонанса молодой человек Тасовой избил её. А акимат Астаны заявил, что модель не имеет никакого отношения к маслихату города. Молодежный маслихат Астаны зарегистрирован как общественная организация, они не получают зарплату, у маслихата нет отдельного офиса.

 

В 2018 году модель Шырын Нарчаева разместила в соцсетях ролик, где она позирует обнаженной в казахских национальных украшениях, что вызвало бурную реакцию в Казнете. Одни посчитали поступок Шырын провокационным, другие же, наоборот, восхитились красотой девушки и посоветовали ей не останавливаться на достигнутом.

 

Однако из-за этих фотографий девушке пришлось не сладко. По словам Нарчаевой, за ней следили и угрожали. Уятмены из Тараза даже провели митинг, на котором выразили свое недовольство. А юрист Мусир Курмангазы подал заявление в прокуратуру и полицию, обвинив Шырын Нарчаевув оскорблении национальной одежды. Однако девушка не понесла никакой ответственности и немного позже порадовала хейтеров ещё раз. 

 

На этот раз она выложила видео, где полуобнаженная жарит бауырсаки. Реакция в Казнете была такой же. Кроме того, публичное возмущение выразила юрист и член Национального совета общественного доверия Айгуль Орынбек. Она так же, как и Мусир Курмангазы, потребовала наказать модель по статье 174 (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) УК РК. Вину модели снова не удалось доказать.

 

Блюстители морали

 

В 2017 году малоизвестный рэпер Жан Ахмадиев получил популярность в Казахстане после того, как в сети появилось видео, на котором он избивает женщин легкого поведения камчой. Это видео вызвало широкий резонанс, общество снова разделилось: часть интернет-пользователейодобрила подобное обращение с проститутками, часть осудила, акцентировав внимание на проблеме насилия в отношении женщин. Однако позже выяснилось, что видео было постановочным. Ахмадиев пояснил, что цель акции заключалась в привлечении внимания к социальным проблемам и борьбе с проституцией.

 

В 2018 году житель Алматы Эльдар Мамедов снял в одном из кинотеатров поцелуй двух девушек и выложил запись в Интернет. Этот ролик вызвал огромный резонанс, на девушек посыпались негативные комментарии и угрозы, из-за которых они были вынуждены на время уехать из страны. Героини видео подали на Мамедова в суд, и суд признал его действия незаконными. Позже апелляционная инстанция отменила это решение, встав на сторону ответчика, который «старался защитить нравственность населения».  

 

«Наше общество не готово к открытым сексуальным отношениям между людьми одного пола, закон «О браке и семье» разрешает законный союз лишь между мужчиной и женщиной, однополые союзы не разрешены действующим законодательством РК», - цитировала объяснения судьи феминистская инициатива Feminita. 

 

Но в итоге Верховный суд отменил решение предыдущей инстанции, придя к выводу, что ответчик все же нарушил право истиц на неприкосновенность частной жизни.

 

В 2022 году актер Нуртас Адамбай, который стал известным благодаря роли женщины в фильме «Келинка Сабина», раскритиковал мультфильм «Базз Лайтер», в котором изображены сцены поцелуев между женщинами. По его мнению, государству нужно противостоять насаждению «чужих ценностей» на детские, неокрепшие умы.Позже стало известно, что Казахстане диснеевский мультфильм запретили .

 

А в 2023 году Адамбай выступил с требованием запретить футболистам носить короткие шорты. Он утверждал, что игроки в коротких шортах демонстрируют свои аурат (части тела, которые мусульмане обязаны прикрывать), что, по его мнению, нарушает предписание Всевышнего.

 

Автор Кристина Опёнкова

 


Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page