top of page
Фото автораAyel

Целомудрие и белые простыни: какими были интимные отношения в Казахской степи




❗️Дисклеймер: в этом тексте мы рассказываем о традициях, существовавших когда-то, но не даём им моральной оценки.


Вопрос сохранения девственности в истории Казахстана вызывает споры по сей день. В комментариях под одним из наших материалов в рубрике #истоки подписчица поинтересовалась: «Было ли принято у казахов демонстрировать кровь на простыне после первой брачной ночи, чтобы подтвердить «целомудрие» невесты?».


За ответом мы обратились к специалисту по истории Ануару Жуману.


По его словам, давать однозначную оценку этой теме крайне трудно, потому что до нас дошло мало исторических источников, и к тому же они часто противоречивы.


«В отличие от древнеримской, древнегреческой или древнекитайской цивилизаций о сексуальной жизни античных народов Центральной Азии сохранилось крайне мало сведений. Впрочем, основываясь на известных обычаях и социальной структуре скифов, саков и других кочевых народов, можно выделить следующее.

Для кочевых племён Казахстана брак был ключевым элементом социальной структуры. Девственность невесты являлась важным фактором института семьи, особенно среди аристократии или знатных родов, так как это символизировало чистоту и верность роду, что напрямую влияло на положение семьи и её статус», – пояснил Ануар Жуман.


Однако, с другой стороны, по словам собеседника Ayel, Геродот в своих работах неоднократно ссылался на воинов-женщин (амазонок). И хотя образ амазонок изрядно мифологизирован (в т.ч. самим Геродотом), очевидно, что они существовали в кочевых обществах и были инкорпорированы в социальную структуру:


«Их особый военный статус позволял им формировать более гибкую систему взглядов на моральные устои, в т.ч. касавшуюся сексуальности и роли женщины. Если приписываемые древнегреческими историками случаи убийства амазонками своих сексуальных партнёров носят, вероятнее всего, гиперболизированный характер, то за девственным статусом девушек в античных кочевых обществах не следили пристально».


Жуман добавляет, что другое косвенное подтверждение этого – дошедшие до наших времён легенды о сильных античных женщинах-правительницах, которые самостоятельно вершили свою судьбу и судьбу своих народов.


Учитывая это, вполне допустимо, что и в отношении выбора сексуальных партнёров они так же пользовались полной свободой.


С веками общественные нравы постепенно менялись на всё более консервативные и патриархальные. Если на заре образования Казахского ханства к женскому целомудрию относились ещё относительно безразлично, то со временем социальная мораль однозначно сдвигалась «вправо»:


«Рискну предположить, что этому способствовала исламизация Казахстана, когда под влиянием религии девственность стала восприниматься не только как социальная, но и как религиозная норма. Ислам предписывал строгие правила по отношению к брачным отношениям и половой жизни.


Девушки, которые теряли девственность до брака, рисковали подвергнуться осуждению со стороны как общества, так и религиозных лидеров, порой обладавших гораздо большим социальным авторитетом, чем баи или султаны.


В частности, русский этнограф XIX века Левшин в своих работах писал, что казашку-невесту по прибытии ждала отдельная юрта (если жених был из обеспеченной семьи) или юрта родителей жениха (сами родители уходили ночевать к родственникам) и белая простыня на постели. Если девушка по итогам брачной ночи доказывала свою невинность, то её одаривали подарками, а родителей невесты усаживали на почётное место», – говорит Ануар Жуман.


Если же невинность не подтверждалась, то тогда, по словам Жумана, невесту с позором изгоняли из юрты, у её родителей требовали возврата калыма, а в некоторых особо экстремальных случаях невесту отдавали кому-нибудь второй женой или выдавали повторно замуж за пожилого человека.


Правда, в некоторых случаях, особенно если жених и невеста уже состояли друг с другом в добрачной связи, они могли с молчаливого согласия родителей испачкать простыню кровью животного, чтобы отвести подозрения.

«Когда и откуда появился обычай проверять бельё после брачной ночи, точно неизвестно. Он мог передаваться через миграцию народов, культурные контакты и торговые связи. К примеру, кочевые тюркские народы, жившие на территории Казахстана, находились в контакте с исламскими, персидскими и другими цивилизациями, что могло повлиять на усвоение таких обычаев. Если совсем углубляться в исторические данные, то в Библии (Ветхий Завет, Второзаконие 22:13–21) есть законы, предписывающие наказание для женщины, если она выходит замуж, будучи не девственницей, и если муж это докажет. Там же говорится о демонстрации «доказательств девственности» в виде простыни с кровью после первой брачной ночи», – поясняет Жуман.


Специалист подчёркивает, что ограничения чаще всего действовали только для простых кочевников, в то время как знатные и могущественные люди могли пренебрегать традиционными условностями.


По его словам, Чингисхан не расторг помолвку со своей первой женой Бортэ даже после её возвращения из плена. Дочь Чингисхана Алагай и вовсе выходила замуж несколько раз, а её последнему мужу на момент свадьбы было 17 лет, в то время как самой невесте – около 34.


«Таким образом, вероятность подвергнуться наказанию за отсутствие женской невинности зависела не от строгости морали общества, а от социального положения её родителей и собственного личного авторитета», – заключает Жуман.


От себя добавим, что примеров «двойственного отношения» к теме секса степняков предостаточно.


Многим известна история Бопай Ханым, которая, согласно «Казахстанской энциклопедии», сообщила отцу, что ждёт ребенка от Абулхаира (хан Младшего жуза), когда тот был против брака. И даже в этом случае бай не хотел выдавать единственную дочь замуж за безродного парня (Абулхаир скрыл своё состояние), потребовав большой калым. Это происходило в XVIII веке.


В то же время, рассказывает Qazaqstan Tarihy, в XIX веке положение женщины в казахском обществе было существенно ниже, чем у мужчины. Об этом свидетельствовали такие аспекты, как калым (плата за невесту), многожёнство, аменгерство (мужчина забирает вдову погибшего брата) и др.


Вот что пишет художник Н. Маковецкий во второй половине XIX века:


«В Мукурской волости, Семипалатинского уезда, до сих пор сохранилось название местности «Тентек-кыз», то есть, «дурная девка», где была убита непросватанная девушка, оказавшаяся беременной... В альджанской степи сохранились две старинные могилы. По преданию, в одной из них покоится киргизская девушка, вступившая в связь с киргизом соседнего рода, помимо воли родителей. Когда она уже не могла скрывать беременности, то решилась бежать с возлюбленным, но была догнана родичами и убита. Киргиз вначале спасся от мести, но по требованию обиженных был убит своим родом...».


Вместе с тем казахское право в некоторой степени защищало женщин – за изнасилование и похищение преступник мог быть приговорен к телесным и позорящим наказаниям.


Некоторые же авторы XIX вeкa oтмeчaли, что среди казахской молодёжи были добрачные связи. Как рассказала в интервью «Каравану» учёный-историк и автор книги «Этикетные нормы казахов» Шайзада Тохтабаева, неженатые молодые люди могли провести вместе ночь.


По её словам, известный этнограф Шокан Уалиханов писал, что «в отличие от других народов Средней Азии, где присутствовало затворничество, у казахов был более свободный образ жизни. Бывало, женщина рожала ребёнка вне брака». Его оставляли её родителям, и она могла выйти замуж за вдовца, например. Младенца же убивать было нельзя, это каралось смертной казнью. Одновременно с этим, по словам Тохтабаевой, внебрачные связи порицались:


«В идеале девушка должна быть девственницей. Если перед женитьбой жених узнает, что будущая жена не целомудренна, а это выяснялось при тайном посещении после выплаты калыма, он мог демонстративно сломать седло, выразить своё недовольство».


Автор: Алтыншаш Жырау



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page