Серия «Образ женщины в казахской мифологии» продолжается. На этот раз автор телеграм-канала Ayel Алтыншаш Жырау рассказывает о покровительнице воды – Су Ана.
В тюркском мировоззрении у каждой стихии существовал свой могущественный покровитель, как женский, так и мужской – «Ана» или «Ата». Мы, например, уже писали о небесной покровительнице солнца – Күн Ана. И ее противоположности, но при этом партнере – Ай Ата.
А вот духом и хозяйкой воды, согласно «ҚазССР тарихы», была Су Ана, в некоторых вариациях дочь Ер Хана (земного хана).
Эту нимфу, хоть часто она могла являться бестелесной, описывают как обнаженную прекрасную молодую женщину с золотыми длинными волосами, покрытыми черной рыбьей чешуей. У нее рыбий хвост и глаза, которые горят огнем. Считается, что водный дух любит кататься по своей реке на полузатонувшем бревне, отчего слышны громкие всплески.
Но не путайте Су Ана с Күлдіргіш. Потому что в отличие от тех озорниц, которые щекочут своих жертв и затаскивают в воду, Су Ана – владычица, управляющая водой. Так, к слову, и Уббе – всего лишь подводный царь, а Су Ана и Су Ата – само олицетворение стихии.
Интересно, что мужской образ Су Ата (хозяин воды), выглядит более взросло: у него зеленоватая борода, а тело покрыто водорослями, на руках перепонки. Кстати, данные образы хорошо сохранились в татарской мифологии. Даже есть современные мультики.
У Су Ана есть золотой гребень, которым она расчесывает свои прекрасные волосы. Как отметили исследователи в 24smi.org, этот ритуал имеет сакральный смысл: гребень – душа духа, а расчесывание волос – погребение. То есть она ассоциировалась, как с зарождением жизни, так и его закатом. Если забрать у Су Ана гребень, она обязательно за ним вернется.
Отмечу, что в тюркском мировоззрении особую роль играет бесконечность жизни через ее цикличность, которая замыкает начало и конец, рождение и смерть, а также изображается в виде круга.
Эта особенность есть и у верховной богини – Умай. Некоторые источники тоже приписывают ей власть над жизнью – от рождения до смерти. Она приводит душу на землю, а затем забирает ее.
В сохранившихся тюркских сказках отмечается, что Су Ана может быть доброй и помогающей людям, вызывая дождь и спасая от засухи. В гневе же она ломает плотины, топит людей и животных. Вместе с тем, образ Су Ана, символизирует не только стихию воды, но и начало всего живого.
Между прочим, поскольку вода, из-за способности очищать, открывает проход в нижний мир, раньше не рекомендовалось купаться в водоемах ночью, а также засыпать возле них. Люди верили, что через воду плохие духи могут пробраться и навредить человеку, или же и вовсе завладеть его телом. Впрочем, даже если вы не суеверны, спать возле водоемов лучше не стоит, хотя бы потому что легко простыть.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz