Как идет процесс цифровизации в Казахстане
Цифровая трансформация — один из ключевых приоритетов развития Казахстана. Президент Касым-Жомарт Токаев не раз подчеркивал необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий, автоматизации государственных услуг и развития искусственного интеллекта. Однако насколько успешен этот процесс?
С одной стороны, Казахстан входит в число мировых лидеров по развитию электронного правительства, занимает 24-е место в индексе развития электронного правительства ООН (EGDI) и демонстрирует стабильный рост цифровых сервисов. С другой стороны, по данным международных рейтингов, таких как Digital Evolution Scorecard и Global Digitalization Index, страна уступает многим государствам по уровню цифровой конкурентоспособности.
В начале 2025 года Высшая аудиторская палата провела масштабный аудит эффективности цифрового развития Казахстана. Проверка охватила ключевые государственные структуры и выявила ряд системных проблем: неэффективное расходование бюджетных средств, зависимость от импортных технологий, отставание в реализации стратегических инициатив и пробелы в работе цифровых государственных сервисов.
Так можно ли заявлять, что наше общество действительно уверенно движется по пути массового внедрения технических инноваций и максимального цифрового охвата всех сторон повседневной жизни? Какие проекты успешнореализованы, а какие буксуют? Попробуем разобраться.
Цифровизация и роль Казахстана в глобальном цифровом мире
На протяжении своей истории человечество пережило несколько информационных революций, первой из которых стало изобретение письменности, и, как следствие, возможность сохранять информацию на постоянных носителях. Наиболее актуальной для нас стала четвертая информационная революция (70-е годы XX века), связанная с изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера. Она же послужила толчком цифровой революции,наменующей повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым. Если говорить простыми словами, то английский термин digitalization, или оцифровка, предполагает кодирование информации в двоичную систему исчисления необходимую для операционных процессов в современных персональных компьютерах.
Само определение предполагает тотальное внедрение цифровых технологий во все сферы современной жизни, изменение социального взаимодействия людей, переход от письменной почты к электронной, от телефонных разговоров и живого общения к социальным сетям. Если мыслить более наукоемкими категориями, то мы можем говорить о цифровом проектировании и модулировании, компьютерном и суперкомпьютерном инжиниринге, оптимизации и технологической подготовке производства, аддитивных технологиях и промышленной сенсорике.
Как отмечается в исследовании, проведенном ООН по итогам 2024 года, в условиях развивающегося гибридного цифрового ландшафта цифровые услуги стали необходимостью для правительств, чтобы эффективно обслуживать людей, бизнес и общество в целом. Системы цифрового правительства теперь широко распространены в странах по всему миру, занимая значительную долю инвестиций и операций государственного сектора. Такие системы по своей сути подразумевают эффективность, компетентность, публичность, прозрачность и значительное снижение антикоррупционных рисков.
В индексе развития электронного правительства ООН за 2024 год, который высчитывается каждые два года и основывается на трех ключевых показателях (индекс телекоммуникационной инфраструктуры, индекс человеческого капитала, индекс онлайн-услуг), Казахстан занял 24 место из 193. Нужно отметить, что наша страна всегда держится в топе этого рейтинга, уверенно опережая другие страны СНГ.
Если брать более широкий охват, то, например, в рейтинге Digital Evolution Scorecard, основанном на исследовании 160 индикаторов цифровой экономики, Казахстан занял скромное 55 место из 90 участвующих стран.
Еще более низкий показатель у нашей страны в исследовании, проведенном китайской компанией Huawei совместно с международным консалтинговым агентством IDC, которые составили Глобальный индекс цифровизации (Global Digitalization Index, GDI). Оценивали по 42 показателям, основными из которых были повсеместная связь, цифровая основа, зеленая энергетика, поддерживающая политика и экосистема. Здесь у нас 58 место из 77 возможных.
В рейтинге цифровой конкурентоспособности (World Digital Competitiveness Ranking) за 2024 год у Казахстана 34 место из 67.
Конечно, можно уповать на репрезентативность выборки. В совокупности всех стран ООН Казахстан бы выглядел гораздо более солидно, но нужно ли сравнивать себя с Афганистаном или Сомали, если речь идет о глобальном цифровом развитии общества?
Аудит цифрового развития
В феврале этого года Высшая аудиторская палата подвела итоги масштабного аудита цифрового развития республики, который затронулминистерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП), АО «Национальные информационные технологии», технопарк AstanaHub и другие сопутствующие структуры. В ходе проверки были выявлены несколько серьезных проблем, сдерживающих темпы цифрового развития:
частые изменения законодательства, затрудняющие реализацию стратегических инициатив;
отставания в выполнении государственных программ, перенос сроков и пробелы в исполнении ключевых мероприятий;
зависимость от импортных информационных технологий и нехватка отечественных решений;
недостатки в работе электронного правительства – отсутствие точного учета объектов информатизации, нехватка документации по 49 системам, неуказанные статусы жизненного цикла для 29 систем, а также затянутая опытная эксплуатация 115 систем.
Аудит также выявил значительные финансовые нарушения:
3 млрд тенге были использованы неэффективно при создании 5 центров технологического развития в Парке инновационных технологий, из которых 3 оказались безрезультатными;
987 млн тенге вложены в 95 стартапов, при этом 32 компании, получившие финансирование, уже ликвидированы, а 21 организация подает нулевые налоговые отчеты;
41 млрд тенге, поступившие в АКФ «ПИТ» от недропользователей на научно-исследовательские работы, использовались без строгого контроля. В результате 179 проектов на сумму 14,8 млрд тенге не привели к созданию новых технологий.
В целом неэффективное планирование и использование бюджетных средств составило 46,5 млрд тенге, а финансовые нарушения – 1,1 млрдтенге.
Основные проекты по цифровизации: что получилось, а над чем нужно работать?
Госпрограмма «Цифровой Казахстан»
Программа, рассчитанная на 2018-2022 годы, предусматривала 5 основных направлений: цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство, реализация цифрового Шелкового пути, развитие человеческого капитала, создание инновационной экосистемы. На ее реализацию выделялось 109 млрд тенге из республиканского бюджета и 169 млрд тенге из средств субъектов квазигоссектора.
Если судить по ряду ключевых показателей, то программу можно оценивать как условно успешную. По данным на 2022 год, доступнаселения к интернету составил 92,9%, а средняя скорость мобильного соединения - 21,05 Мбит/с. Кслову, скорость загрузки мобильного интернета продолжает расти и на январь 2025 года составила 53,76 Мбит/с (57 место из 110).
В марте 2022 года Счетный комитет опубликовал релиз, в котором были приведены данные промежуточной оценки программы «Цифровой Казахстан». В целом аудиторы отозвались о программе положительно, но отметили и ряд существенных недостатков. В их числе, например, то, что интернет преимущественно используется населением для организации досуга, а не деловой жизни или самообразования. Отмечена недобросовестность мобильных операторов и острая нехватка IT-специалистов.
Острой критике подверглась работа МЦРИАП: являясь уполномоченным органом в области информатизации, оно, по мнению аудиторов, не проводило на должном уровне работы по балансовому учету и мониторингу информационных систем. Это, в свою очередь,привело к финансовым нарушениям и неэффективному использованию средств государственного бюджета.
Базы данных
Началом всех цифровых проектов можно считатьуже утративший силу указ президента от 9 декабря 1997 года «О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан». С тех пор единой всеобъемлющей базы данных создать так и не удалось (да это, скорее всего, и невозможно), но на сегодняшний день с разной степенью успешности функционирует целый ряд проектов.
Наиболее близок к изначальной идее запущенный еще в 2006 году портал электронного правительства Еgov, включающий в себя десятки различных информационных систем, регистров, государственных баз данных, сотни приложений и сервисов. Граждане с самого начала оценили удобства этой платформы и пользуются им при каждом удобном случае.
В числе успешных проектов можно назвать и «Судебный кабинет» - единое окно доступа к сервисам судов Казахстан в электронном виде. Сервис предназначен для подачи электронных заявлений, ходатайств и жалоб по судебным делам, а также содержит базу данных судебных решений с 2009 года. Незаменим для юристов всех специальностей.
Также можно отметить единое хранилище данных Комитета государственных доходов. Налоговая отчетность включает в себя целый спектр интегрированных информационных процессов, требующих постоянной систематизации, непрерывности и автоматизации. Не случайно именно здесь обкатывались многие цифровые технологии. Об эффективности работы системы каждый судит сам: есть как резко негативные отзывы, так и сугубо положительные.
Кроме того, действуют единые базы данных физических и юридических лиц, база данных по земле и недвижимости, ценовая база Eprice.gov.kz, базы данных бухгалтерских операций и т.д. Но среднестатистический потребитель все-таки предпочитает действовать через Egov, не углубляясь в дебри специализированных ресурсов.
Есть и откровенно неудачные примеры. Так, с 2021 года анонсировалось создание единого хранилища данных для города Алматы. Но в открытых источниках данных о его работе нет, если не считать нечто под названием Almaty Data Lake - с полным отсутствием функционала и наполняемости. Из действительно полезного там только карта города с указанием объектов, которая, впрочем, во многом похожа на 2GIS и другие подобные сервисы, которые сегодня есть почти у каждого в телефоне.
Цифровые проекты в различных отраслях
Чтобы оценить степень развития цифровизации в стране, мы решили рассмотреть цифровые проекты в ряде важных отраслей.
Правовая система
С конца 2024 года реализуется портфель проектов Digital Justice – «Цифровая юстиция». Ведется активная работа по автоматизации всех этапов исполнительного производства — от получения исполнительного документа до его завершения. Среди анонсированных проектов - «Цифровизация ОСИ»: пилотный проект по электронному голосованию в рамках деятельности объединения собственников имущества. В тестовом режиме запущен «Цифровой нотариат» - очень актуальная и весьма востребованная услуга: доверенности, консультации и согласия супругов теперь можно получать у нотариуса по видеозвонку.
Наибольшие нарекания у граждан связаны с исполнительным производством и деятельностью судисполнителей. Из-за недостаточной согласованности обмена данных между различными госструктурами случаются немотивированные запреты выезда за границу, ошибочные наложения арестов на имущество. Впрочем, проверить такую информацию всегда можно проверить в едином реестре должников.
Труд и соцзащита
С 2018 года работает электронная биржа труда - цифровая площадка, аккумулирующая вакансии и резюме, как от госструктур, так и от частных компаний. Кроме того, с 2023 года действует проект «Цифровая карта семьи», предназначенный для выплаты гарантированных пособий в проактивном режиме, без заявлений со стороны услугополучателя.
Образование
Казахстанцы по достоинству оценили тот факт, что уже несколько лет через Egovможно поставить ребенка на очередь в детские дошкольные учреждения, подать заявку на зачисление ребенка в 1 класс или перевод в другую школу. С 2016 года действует система электронных дневников и журналов Kundelik, которая с одной стороны весьма удобна, с другой – вызывает нарекания как педагогов, так и родителей (из-за платных услуг, рекламы и т.д.). Все школьные учебники оцифрованы, для педагогов действует платформа Etandau.gov.kz, предоставляющая возможность самостоятельно выбирать учебники для нового учебного года.
Также стоит отметить, что в 2020 году во время пандемии COVID-19 школьники и студентыперешли на дистанционную систему обучения. Доступность интернета позволила пережить этот процесс относительно безболезненно, хотя качество онлайн-платформ оставляло желать лучшего.
Безопасность
Последствия цифровизации в МВД ощущаются по повсеместно внедренным камерам видеонаблюдения. На улицах казахстанских городов в рамках проекта «ковровоговидеонаблюдения» установлено 1,3 млн видеокамер. Полезность такой инновации для оперативного поиска и задержания преступников никем не оспаривается.
А вот система «Сергек», действующая на дорогах,вызвала множество нареканий и домыслов. Кроме того, множество процедур как для автомобилистов, так и для других категорий граждан по-прежнему требуют личного присутствия и томления в очередях. Зато извещения о штрафах приходят всегда оперативно и в срок.
Очень актуальна сейчас программа CyberPol по противодействию интернет-мошенничеству. Полиция совместно с операторами связи аннулирует подменные номера, благодаря чему заблокированы десятки миллионов звонков.
Здравоохранение
Практически все операции и услуги в казахстанской медицине переведены в цифру: от регистра прикрепленного населения до регистра стационарных и диспансерных больных. В электронном виде можно получить данные о полученных прививках и обязательному медицинскому страхованию.
85% медучреждений подключены к приложению Damumed, однако в нем не аккумулируются данные о частных медуслугах. В связи с этим в 2025 году планируется запуск единого портала с медицинскими данными пациентов, который будет охватывать как государственные, так и частные клиники. Обещают также, что медицинские книжки будут полностью доступны в онлайн-формате.
Автор Алькен Кенжебаев
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz