В 2021 году Казахстан достиг 71,1 балла, заняв 34 место в рейтинге, а в 2024 откатился на 62 балла до 67 места и переместился в группу «умеренно свободных»
В Индексе экономической свободы Казахстан находится с 1998 года. На тот момент наш балл составлял 41,7 и относил Казахстан к группе «деспотичных».
Классификация такова:
свободные — с показателем 80—100
в основном свободные — с показателем 70—79,9
умеренно свободные — с показателем 60—69,9
в основном несвободные — с показателем 50—59,9
деспотичные — с показателем 0—49,9
Индекс экономической свободы высчитывается из 12 равных по весу составляющих, которые входят в четыре группы. Составляющие измеряются по шкале от 0 до 100, где 100 соответствует максимальной свободе, а 0 - минимальной.
Черный лебедь, рак и щука проверяют, по каким показателям страна «отлетела» за три года из «в основном свободных» до «умеренно свободных».
С 2021 года по нынешний сохранились позиции по трем компонентам из группы «Открытость рынка»:
Свобода торговли 74,6
Свобода инвестиций 50,0
Финансовая свобода 50,0 - Значительное вмешательство государства. Правительство существенно влияет на распределение кредитов, а частное предоставление кредитов сталкивается со значительными барьерами. Способность финансовых учреждений предлагать финансовые услуги подвергается значительным ограничениям. Иностранные финансовые учреждения также подвергаются некоторым ограничениям.
По остальным девяти наблюдается понижение. Больше всего пострадала «Эффективность юридической системы» (Judicial Effectiveness), потеряв сразу 29 баллов, с 62,8 в 2021 до 33,8 в этом году. Правильно функционирующая правовая база необходима для защиты прав всех граждан от незаконных действий со стороны других лиц, включая правительства и влиятельных частных лиц. Подфакторы: независимость судебной власти, качество судебного процесса и
представление о качестве государственных услуг и независимости государственной службы.
На втором месте по падению «Фискальное здоровье» (Fiscal Health) – в компоненте минус 24,6, с 98,3 баллов в 2021 до 73,7 в 2024. Под компонентом понимается увеличение дефицита и растущее долговое бремя, вызванные плохим управлением государственным бюджетом, приводят к ухудшению общего финансового состояния страны, а ухудшение финансового состояния связано с макроэкономической нестабильностью и экономической неопределенностью. Растущий госдолг, вызванный постоянным бюджетным дефицитом – и особенно расходами, которые просто увеличивают государственное потребление или трансфертные выплаты – часто подрывает общий рост производительности и в конечном итоге приводит к экономической стагнации, а не росту. Подфакторы: средний дефицит в % от ВВП за последние три года (80% балла) и долг в % от ВВП (20% оценки).
Минус 23,6 балла у компонента «Свобода труда» (Labor Freedom), с 86,2 в 2021 до 62,6. Оценка компонента свободы труда основана на 9 одинаково взвешенных подфакторах:
минимальная заработная плата
ассоциативное право
оплачиваемый ежегодный отпуск
срок уведомления об увольнении по сокращению штата
выходное пособие при увольнении по сокращению штата
производительность труда
коэффициент участия в рабочей силе
ограничения на сверхурочную работу
увольнение по сокращению штата разрешено законом
«Чистоплотность правительства» (Government Integrity) потеряла 8,1 балл, с 44,6 в 2021 до 36,5 в 2024. Наибольшую озабоченность вызывает системная коррупция правительственных учреждений и принятия решений посредством таких практик, как взяточничество, вымогательство, кумовство, покровительство, растраты и взяточничество. Отсутствие честности правительства, вызванное такой практикой, снижает общественное доверие и экономическую жизнеспособность за счет увеличения затрат на экономическую деятельность. Подфакторы: восприятие коррупции, риск взяточничества, контроль над коррупцией, включая «захват» государства элитами и частными интересами.
«Финансовая свобода» (Monetary freedom) сократилась на 7,4 балла, с 70,0 в 2021 до 62,6 в нынешнем. Компонент сочетает в себе измерение инфляции с оценкой различных действий правительства, которые искажают цены. Стабильность цен без микроэкономического вмешательства – идеальное состояние свободного рынка. Подфакторы: средневзвешенный уровень инфляции за последние три года и качественное суждение о степени государственного манипулирования ценами посредством прямого контроля или субсидий.
«Свобода бизнеса» (Business Freedom) снизился на 6,5 баллов, с 76,2 до 69,7 баллов. Компонент измеряет степень, в которой нормативно-правовая и инфраструктурная среда страны ограничивает эффективную работу бизнеса. Количественный показатель рассчитывается на основе множества факторов, влияющих на легкость открытия, ведения и закрытия бизнеса.
Подфакторы: доступ к электричеству, риск деловой среды, качество регулирования и экономическая инклюзивность женщин.
«Защита прав собственности» (Property rights) снизилась на 6,1 балла, с 60,2 в 2021 до 54,1 в 2024. Компонент оценивает степень, в которой правовая база страны позволяет людям приобретать, владеть и использовать частную собственность, а также степень, в которой эти права защищены применимыми законами, которые правительство эффективно обеспечивает. Оценивается уровень государственной экспроприации частной собственности. Подфакторы: риск экспроприации, уважение прав интеллектуальной собственности и качество исполнения контрактов.
«Государственные расходы» (Government spending) потеряли 2,3 балла, с 86,7 в 2021 до 84,4. Компонент отражает бремя, налагаемое государственными расходами, которое включает потребление государства и все трансфертные выплаты, связанные с различными программами льгот. Рост размера и масштабов государственного сектора неизбежно приводит к нерациональному распределению ресурсов и потере экономической эффективности.
«Налоговое бремя» (Tax freedom) в целом выглядит хорошо и снизилось на 1 был с высоких 93,6 в 2021 до не менее высоких 92,6. Это комплексный показатель, который отражает предельные налоговые ставки как на личный, так и на корпоративный доход, а также общий уровень налогообложения (включая прямые и косвенные налоги, взимаемые всеми уровнями правительства) в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Подфакторы: максимальная предельная ставка налога на доходы физлиц, максимальная предельная ставка налога на корпоративный доход и общая налоговая нагрузка в процентах от ВВП. Значение 92,6 относит Казахстан к группе «Минимальное вмешательство государства. Регулирование финансовых учреждений минимально, но может выходить за рамки обеспечения соблюдения договорных обязательств и предотвращения мошенничества, а также требований к капитализации или резервам».
Ваши Черный лебедь, рак и щука