Что не так с авторскими обществами в Казахстане
- Shishkin_like
- 2 дек. 2024 г.
- 5 мин. чтения
Обновлено: 3 дек. 2024 г.

На прошлой неделе выяснилось, почему из Инстаграма пропали треки казахстанских исполнителей. Оказалось, что авторское общество «KazAK» не продлило договор с компанией Meta, по которому Инстаграм выплачивал роялти за использование музыки казахстанских артистов на своей платформе. Авторское общество потребовало увеличить сумму выплат, шли переговоры, за это время срок прежнего соглашения истёк, а новое не заключали.
Первым на проблему обратил внимание журналист Адиль Балтабаев: в комментариях под его публикацией в Инстаграме отметились многие казахстанские исполнители, которые заявили, что никаких договоров с «KazAK» не заключали и денег от них за использование своей музыки никогда не получали, причём не только на платформах компании Meta. К примеру, певица Dequine (Данеля Садыкова) сообщила, что «KazAK» передал права на использование её песен на бортах Air Astana, но соглашений об этом она с авторским обществом не подписывала и гонораров от них не видела.
В свою очередь общество «KazAK» организовало пресс-конференцию, где заявило, что артисты сами не приходят за гонорарами, а всё, что организация может сделать для их поиска, – это опубликовать «список разыскиваемых авторов» на своём сайте. Там, кстати, 421 исполнитель, в основном, казахстанские, но встречаются также и зарубежные – например, группа Queen и Стинг.
На фоне этой ситуации мы решили разобраться, насколько правомочно действуют авторские общества в Казахстане, и присмотрелись к тройке крупнейших в стране ОКУП – организаций коллективного управления имущественными правами.
Как работают авторские общества
Заведения и организации, которые транслируют музыку, будь то кафе, торговые центры, радиостанции, телеканалы и т.д., выплачивают авторским обществам взносы за её использование. В свою очередь общества обязаны из этих взносов выплачивать гонорары артистам, забирая на свои расходы 30% от каждой выплаты.
В Казахстане зарегистрировано 15 авторских обществ, из них, по данным на август 2024 года, 7 аккредитованы в Министерстве юстиции. Эта аккредитация позволяет обществам собирать вознаграждение в пользу правообладателей, даже не заключая с ними договор об управлении правами. Если деньги поступили, а договора с автором нет, у ОКУП есть два варианта: найти артиста и всё же заключить с ним договор или отправить деньги в то общество, в котором автор состоит, сняв при этом свою комиссию. Однако на практике это, судя по всему, не работает.
Представитель «KazAK» Айнура Есендикова считает, что артисты сами должны искать свои деньги. «Приходите, пожалуйста, мы готовы выплатить всем авторам их гонорары. Придите в «КазАК» и запросите. Любой правообладатель говорит: «Мне не приходят деньги, я ни разу не получал». Откуда мы знаем, какие у вас банковские реквизиты?» – сказала она на пресс-конференции.
Юрист, специалист по авторскому праву Темирлан Тулегенов, говорит, что авторское общество обязано не просто искать авторов, а представлять им отчёты через личный кабинет на интернет-ресурсе организации.
– В законе «Об авторском праве» чётко прописано, что авторское общество обязано искать авторов. Если общество получило деньги, то обязано приложить все усилия, чтобы найти правообладателя. То, что они на пресс-конференции говорят, что, якобы, мы повесили объявление, теперь вы сами должны нас искать, это неправомочно, – сказал он в комментарии редакции Shishkin_like.
Также Тулегенов считает, что типовой договор, который авторское общество предлагает подписывать артистам, составлен некорректно. По его словам, у авторских обществ нет законных полномочий вести от имени артистов переговоры с такими организациями, как Meta, но, подписывая такой договор, исполнители разрешают обществу управлять своими имущественными правами в интернете.
Сейчас власти предлагают усилить контроль над деятельностью авторских обществ. В мажилисе находится законопроект – депутаты предлагают убрать аккредитацию в Министерстве юстиции, которая позволяет собирать вознаграждения в пользу правообладателей без договора с последними, а также передать функции по некоммерческому управлению государству.
«Наше предложение может показаться болезненным (передать регуляцию оплат-выплат государству, обеспечить цифровизацию для появления понятных нормальных прозрачных реестров и кабинетов авторов), и оно было сформулировано из-за отсутствия других эффективных вариантов. За последние 30 лет существующая система не только не смогла решить накопившиеся проблемы, но и усугубила ситуацию, создав ещё больше хаоса и рисков коррупции», – написала в Facebook сенатор Жанна Асанова.
Тройка крупнейших авторских обществ в Казахстане
РОО «Казахстанское авторское общество» («KazAK»)
Налоги: 672,5 млн тенге с 2015 года, из них около 100 млн тенге выплачено в этом году. Примерно треть отчислений, по данным сервиса Adata.kz, – это фонд оплаты труда.
У общества 10 учредителей: писатель Маралбай Ысқақбай, композиторы Владимир Питерцев, Балнур Кыдырбек, Бейбит Дальденбай, Нурлан Кулмухамбетов, композитор и певец Марат Ильясов, профессор Орынбасар Жанбыршиев, поэт Ғалым Жайлыбай, актер и певец Байгали Есеналиев и финансист Айнура Есендикова (она обладатель квалификационного свидетельства «Аудитор»). Несмотря на то, что Есендикова выступала на пресс-конференции как генеральный директор сообщества, по документам организацией руководит 61-летний Байгали Есеналиев.
РОО активно сотрудничает с госорганами в рамках госзакупок: у него 565 контрактов на сумму свыше 800 млн тенге. Крупнейший заказчик – АО «Республиканская телерадиокорпорация «Казахстан» (619 млн тенге). В 2017 году юридические услуги по охране авторских прав обошлись ТРК в 138 млн тенге, в 2018 году – в 100 млн тенге. Закупки проводились из одного источника путём прямого заключения договора. В этом году «KazAK» заключило с ТРК «Казахстан» контракты на 28 млн тенге и 11 млн тенге, ещё на 7 млн тенге – с Казахским национальным театром оперы и балета им. Абая, на 5,8 млн тенге – с Театром драмы им. Мухтара Ауэзова.
При этом по данным финансовой отчётности:
- в 2023 году общая сумма собранного авторского и смежного вознаграждения составила 686,5 млн тенге. Казахстанским обладателям прав выплатили 227 млн тенге, 103 млн тенге - сумма невостребованного вознаграждения, 194 млн тенге потрачено на административные расходы;
- в 2022 году сумма собранного авторского и смежного вознаграждения составила 425 млн тенге. Зарубежным организациям, управляющим аналогичными правами, в 2022 году вознаграждение не начислялось и не выплачивалось. Казахстанским исполнителям, производителям фонограмм, правообладателям распределено, начислено и выплачено в течение 2022 года 109 млн тенге. Нераспределенное вознаграждение – 253 млн тенге.
ЧУ «Некоммерческая организация по защите авторских и смежных прав «Аманат»
Налоги: 222,8 млн тенге с 2015 года, из них порядка 51 млн тенге в 2024 году.
Учредители: Рауза Аманова, Аманжол Кдыров, певцы Ксения Огирь и Парвиз Назаров, звукорежиссёр и музыкант Тахир Байтулин, композитор, музыкальный продюсер Алим Заиров, певец и композитор Максим Лесников, «королева шансона Казахстана» Светлана Коган и юрист Любовь Балмагамбетова (она же руководит обществом).
Любопытно, что это авторское общество создавалось в 2009 году ведущими казахстанскими СМИ, связанными с Даригой Назарбаевой. В составе учредителей в период 2009-2011 были КТК, «Европа плюс Казахстан», НТК, «Евразия+ОРТ», «Алма ТВ» и телефабрика «Дала».
У «Аманата» 110 госконтрактов на сумму 124 млн тенге. Крупнейшие заказчики – Национальный русский театр драмы им. Лермонтова и ТОО «Телерадиокомпания «Жетiсу» (34 млн тенге и 23 млн тенге, соответственно). В 2024 году авторское общество заключило с Театром им. Лермонтова контракт на 18 млн тенге. В технической спецификации говорится, что театр ежемесячно сдаёт отчёт о валовом сборе, а поставщик в свою очередь обязуется представить расчётный лист для начисления авторского вознаграждения.
РОО «Авторское общество «Абырой»
Налоги: 120,6 млн тенге с 2015 года, из них 10,3 млн тенге в 2024 году.
Учредители: Даулетхан Турганбаев, Гуляем Айдарбекова, Мухтар Умбеталиев, юрист Алмат Умбетов, художники Айдар Жамхан и Малик Муканов, композитор Кайрат Жунисов, президент Казахстанской ассоциации софтверных компаний (КАСК) Еркин Сулейменов.
У РОО 42 госконтракта на сумму 167,6 млн тенге. Ключевой клиент – телерадиокорпорация «Казахстан», с которой заключено 6 договоров на сумму 146 млн тенге. Самый крупный контракт на услуги по выплате авторских вознаграждений был заключён в 2020 году способом из одного источника, сумма – 98 млн тенге. В 2024 году контракт на аналогичные услуги с телеканалом стоил 3,5 млн тенге и заключался методом открытого конкурса.
Подписаться на @Shishkin_like